Если ребёнок не слушается, то… Вы встретились с непослушанием ребенка и не знаете, что делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему он заставляет нас, воспитателей, испытывать неприятные чувства? И всегда ли мы чувствуем одно и то же, если нас не слушаются?
Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуа¬ций непослушания или просто очень запомнив¬шуюся вам ситуацию та¬кого рода. Поочередно опишите себе свои тог¬дашние эмоции и дей¬ствия. Теперь постарай¬тесь определить главное, преобладавшее чувство, которое вы тогда испы¬тывали (гнев, обиду, от¬чаяние, раздражение, что-то другое). Суще¬ствует гипотеза, соглас¬но которой причину не¬послушания ребёнка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем. Если вы испытывае¬те раздражение, то не¬послушание, скорее все¬го, вызвано борьбой за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, которое ему так необ¬ходимо для нормально¬го развития и благопо¬лучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Взрослые то и дело отрыва¬ются от своих дел, де¬лают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребён¬ку, но внимание всё-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого. Варианты конструк¬тивного поведения взрослого в разных си¬туациях непослушания различны. Если действи¬тельно идёт борьба за внимание, нужно оказы¬вать ребёнку это поло¬жительное внимание. Придумать какие-ни¬будь совместные заня¬тия - игры, прогулки. Вы гневаетесь или обижаетесь. Вы в гневе? В таком случае, скорее веет, при¬чиной непослушания яв¬ляется борьба за само¬утверждение против чрезмерной родительс¬кой опеки. Детям осо¬бенно трудно, когда ро¬дители общаются с ними в основном в форме за¬мечаний, опасений, ука¬зании. Ребёнок начина¬ет восставать. Он отве¬чает упрямством, дей¬ствиями наперекор. Смысл такого поведе¬ния - отстоять право са¬мому решать свои дела, показать, что он - лич¬ность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно своё, а это главное! Если чувство родите¬ля - обида, то причина непослушания - желание отомстить. Дети часто обижаются на родите¬лей. К примеру, родите¬ли более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появил¬ся отчим; родители час¬то ссорятся и т. д. Мно¬го единичных поводов: резкое замечание, не¬справедливое наказа¬ние. В глубине души ребёнок переживает, а на поверхности - проте¬сты, непослушание, неус¬певаемость в школе. Смысл плохого поведе¬ния: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!» Варианты конструк¬тивного поведения взрослого: если источ¬ник конфликтов - борь¬ба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою вклю¬чённость в дела ребён¬ка. Для него очень важ¬но накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет изба¬виться от лишнего дав¬ления и диктата пони¬мание, что упрямство и своеволие ребёнка - лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом». Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаетесь? Поняв причину, надо, конечно, постараться исправить ее. Вы в отчаянии Если родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой отчаяния – в этом случае причинно непослушания вашего ребенка часто является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в вой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохо, и буду плохой». Что в этой ситуации делать взрослым? Самая трудная ситуация - отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите вход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка. Итак, главные усилия воспитателя направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Как в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.