Опасны ли электронные игры?
12 летний мальчик сидит перед
экраном компьютера. « Загнав в угол своего безоружного противника, он
приставляет к его голове дуло пистолета.
«Попался! – злорадно восклицает мальчик.
– Теперь не уйдёшь!» И, нажав клавишу,
стреляет человеку в лицо. «Всё, тебе конец!» - говорит мальчик со смехом.
Этот эпизод из одной
компьютерной игры, описанный в статье Стивена Бара «Жестокость на экране
компьютера: опасна ли она для ваших детей?», рождает вопрос, который стоит в
заглавии этой статьи.
Сегодня в продаже есть свыше
5000 видов электронных игр. Некоторые из них считаются познавательными,
увлекательными и при этом вполне безобидными.
К примеру, одна такая игра
знакомит с географией, другая учит управлять самолётом; некоторые игры
развивают логическое мышление и умение решать различные проблемы; есть даже
такие, которые призваны оказывать на игрока лечебное воздействие. Так, одна из них создана в
помощь тем, у кого проблемы с чтением.
Некоторые игры помогают молодёжи лучше
разбираться в компьютерах, что очень важно в наш век техники.
Но, к сожалению, почти 80 % видеоигр, наиболее любимых молодёжью,
отличаются жестокостью. Эксперты бьют
тревогу, говоря: « Игры перестали быть просто играми. Они превратились в
средство обучения. И мы учим детей
получать радость, нажимая на курок. Однако мы не побуждаем их задуматься, к каким последствиям это приводит
в реальной жизни».
В 1976 году общественный
протест против агрессивных игр вызвала приставочная игра «Смертельная гонка». Она сводилась к тому,
чтобы автомобилем сбивать пешеходов, пересекающих экран в различных
направлениях. Побеждал тот, кто задавит больше людей. Современные игры отличаются
лучшей графикой и создают у игрока иллюзию того, что он на самом деле совершает
самые кровавые зверства.
К примеру, в игре
«Кармагедон» к тому времени, когда игрок проходит все уровни, он успевает
догнать и убить до 33000 человек.
Так ли безобидна эта эмитация
насилия? Этому вопросу посвящено свыше 3000 различных исследований. По мнению
многих, насилие в играх порождает в игроках повышенную агрессивность, и
подтверждение тому – случаи жестокости среди молодёжи.
Военный психолог Дейвид
Гроссман пишет, что механизм воздействия
электронных игр схож с боевой подготовкой.
По данным исследования,
опубликованным в «Журнале психологии личности и социальной психологии»,
жестокие видеоигры и компьютерные игры даже более опасны, чем теле- и
кинофильмы с насилием, поскольку, играя, человек отождествляет себя с
персонажем, совершающим насилие. Фильмы делают человека наблюдателем, а
компьютерные игры – своего рода участником жестоких действий. К тому же фильм
длится пару часов, а за одной видеоигрой ребёнок в среднем может провести до
100 часов.
В ряде стран разработана
система классификации, с тем, чтобы выявлять игры, которые несут в себе заряд
жестокости и предназначены только для взрослых. Однако такая система полезна
лишь в той мере, в какой ею пользуются.
В онлайновых играх нового
поколения могут участвовать пользователи Интернета со всего мира. Каждый по
своему выбору выступает в роли того или иного персонажа, Успехи, которые
персонаж достигает, преодолевая различные препятствия, игрок воспринимает как
свои собственные. То время, которое он проводит в роли данного персонажа,
становится своего рода «капиталовложением», которое даёт игроку чувство
удовлетворения, поэтому его всё снова и снова тянет играть. Для некоторых игра
становится настоящим пристрастием, и этим отчасти объясняется, что онлайновая
игра порой продолжается месяцами, даже годами.
Некоторые подростки
просиживают за компьютером всю ночь напролёт, а на следующий день в школе их
тянет ко сну. Их родители беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять.
В 1995 году результаты опроса
показали: 60 % детей признают, что часто играют дольше, чем собирались. Нередко
из-за этого они запускают учёбу. Как выявили проведённые в Японии исследования,
компьютерные игры стимулируют у детей лишь ограниченный участок мозга, поэтому
им нужно больше читать, писать и считать. Кроме того, для стимуляции работы
мозга и его нормального развития важно, чтобы дети играли со сверстниками на
воздухе и больше общались с другими.
По некоторым оценкам, около 40% американских детей в возрасте от 5 до 8 лет страдают
ожирением. К этому, очевидно, располагает недостаточная физическая активность –
следствие долгих часов, проведённых перед компьютером. Ещё одна опасность,
которую таят в себе электронные игры – это проблемы со зрением, с которыми
сталкивается каждый четвёртый пользователь компьютера.
Игровая индустрия процветает,
поэтому нельзя забывать о её негативной стороне. Никто не может безо всяких
последствий рисковать здоровьем, терять массу времени и денег или приучать себя
к насилию и убийствам. Детям тем более всё это не сулит ничего хорошего. Тогда
можно ли утверждать, что электронные игры всегда способствуют развитию детей и
не приносят никакого вреда? Если родители заботятся о благополучии своих детей,
им следует быть в курсе изменений, происходящих в мире средств массовой
информации.
|