Над вами
когда-нибудь издевались? Большинство из нас сталкивалось с подобным проявлением
агрессии – в школе, на работе и даже дома. Агрессоры и их жертвы могут
принадлежать к любому полу, иметь разное социальное происхождение и жить в
какой угодно стране.
Что
понимается под агрессией или травлей? Это не просто угрозы или стремление
нанести телесное повреждение. Обычно она представляет собой целый ряд мелких
инцидентов, происходящих на протяжении какого-то времени. Психолог, Дан Олвеус,
одним из первых начавший систематическое изучение проблемы агрессии, назвал следующие отличительные
особенности поведения агрессоров: они действуют умышленно и имеют явное
превосходство в силе. Агрессию также определяют как «умышленное и
целенаправленное стремление причинить кому-либо неприятности и вызвать у
него/неё стресс». Причиной стресса бывает не только реальная ситуация, но и
страх перед тем, что может произойти. Агрессор прибегает к таким средствам
воздействия, как злые насмешки, постоянная критика, оскорбления. Сплетни и
необоснованные требования.
Виды
агрессии.
Физическая агрессия.
Агрессор
открыто изливает злобу, ударяя, толкая человека, избранного в качестве жертвы,
или причиняя вред его имуществу.
Вербальная агрессия.
Агрессор
терроризирует свою жертву с помощью слов, оскорбляя её или изводя грубыми
насмешками.
Дискредитация.
Она
выражается в злобных сплетнях о человеке, избранном в качестве жертвы.
Ответная агрессия.
Порой
агрессорами становятся жертвы агрессии. Однако, это может лишь объяснить, но
никак не оправдать их поведение.
Агрессия
среди школьников распространена повсеместно. В Норвегии 14 процентов детей
становятся агрессорами или их жертвами. ( Pediatrics in Review). В Японии 15
процентов учащихся начальной и средней школы подвергаются, по их словам,
преследованиям. А в Австралии и Испании от этого страдают 17 процентов
школьников. В Великобритании к психотеррору прибегают 1,3 миллиона детей. По
данным исследования Института социальной и политической психологии Национальной
академии педагогических наук, отечественные школьники ведут себя агрессивнее
западных. По наблюдению президента Ассоциации детских психиатров, если 10 лет назад дети, жестоко обиженные
сверстниками, обращались к ней как к специалисту один, два раза в месяц, то
сегодня с такими жалобами приходят, чуть ли не каждый день.
Постепенно и незаметно в орудие террора
превращаются электронные средства связи: по сотовому телефону или компьютеру
отправляются сообщения с угрозами. Подростки также создают порочащие их жертву
Web-страницы, которые содержат информацию личного характера.
Причиной жалоб по поводу насилия на
работе всё чаще и чаще становятся притеснения. В некоторых странах это явление
распространено шире, чем расовая дискриминация или сексуальные домогательства.
Любые
проявления агрессии, будь то травля в школе или притеснения на работе, имеют
общую черту: применение силы и власти с целью причинить другому вред или
унизить его.
Почему же
некоторые проявляют агрессию? К чему это приводит и как с этим бороться?
Что заставляет
ребёнка обижать других? Если над вами когда-нибудь издевались, вы, возможно,
скажете: «До причин мне нет дела! Такое поведение нельзя оправдать»!
Но искать причину или
оправдание – далеко не одно и то же. Причины, в силу которых ребёнок становится агрессором, не
оправдывают, а объясняют его поведение. А это помогает сохранять правильный
настрой. Гнев того, кто проявляет агрессию, может ослеплять, переполнять нас
негодованием и даже ненавистью. Но понимание причин подобного поведения сделает
нас благоразумными и поможет сдержать свой гнев. Тогда нам легче будет
рассуждать здраво и принимать соответствующие меры. Рассмотрим некоторые
факторы, порождающие агрессию.
Зачастую те, кто ведёт себя
агрессивно, в детстве – в период формирования их личности – были обделены
вниманием родителей или видели их дурной пример. Многие агрессоры растут в
семьях, члены которых относятся друг к другу холодно и безучастно или учат
детей решать проблемы с помощью ругани и насилия. Порой дети, выросшие в такой
атмосфере, не видят ничего предосудительного в том, чтобы ударить или унизить
кого-то, и считают такое поведение вполне нормальным.
Ещё один
фактор, способствующий распространению агрессии, - отсутствие присмотра. Многие
дети, страдающие от жестокости сверстников, чувствуют, что защиты им ждать не
от кого.
Что делать,
как бороться с этим явлением?
В помощи
нуждаются как агрессоры, так и их жертвы.
Агрессорам надо научиться по-новому контактировать с людьми, а жертвам агрессии
важно освоить некоторые практические методы защиты.
Помощь агрессорам.
Часто агрессор не умеет строить
нормальные отношения с окружающими и не понимает чувств тех, кого запугивает.
Чтобы дети не стали агрессорами, важно с ранних лет прививать им умение
сопереживать. В некоторых странах педагоги применяют новый метод воспитания –
так называемое обучение сочувствию. Цель метода – с пятилетнего возраста учить
детей считаться с чувствами окружающих и относиться к ним по-доброму. Родители,
если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок был склонен к агрессии, объясняйте ему на
словах и показывайте на деле, как уважать других и считаться с ними.
Старайтесь, чтобы ваши дети усвоили «золотое правило» обращения с другими
людьми: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – и охотно
ему следовали. Для этого нужно самим подавать хороший пример и проявлять
настойчивость.
Помощь жертвам агрессии.
*Сохраняйте спокойствие, сдерживайте
гнев.
Потеряв
самообладание, вы окажетесь во власти агрессора и можете сделать то, о чём
потом пожалеете.
*Старайтесь
избавиться от желания отомстить.
Месть часто
не даёт желаемого результата. В любом случае она не приносит истинного
удовлетворения.
*Когда обстановка
накаляется, поскорее уходите.
*Если кто-то
не оставляет вас в покое, возможно, стоит поговорить с ним.
Для этого
выберите момент, когда вы спокойны; говорите твёрдо и выдержанно, глядя ему
прямо в глаза. Скажите, что вам не нравится его поведение, что это нисколько не
смешно, скорее оскорбительно. Сами не опускайтесь до оскорблений и не держитесь
вызывающе.
*Расскажите
о проблеме кому-то из взрослых – тому, кто внимателен и заслуживает доверия. Подробно опишите ситуацию и просите помощи.
*Помните,
что вы ценны как личность!
Агрессор
может пытаться склонить вас к мысли, что вы ничтожны и заслуживаете
неуважительного отношения. Но тот, кто принижает других, сам роняет своё
достоинство.
Советы родителям
Родители с ранних лет могут учить
детей правильно вести себя, когда над ними издеваются. В этом помогут ролевые
игры, которые покажут, как держаться уверенно в такой ситуации.
Значение имеет даже поза. Если
человек стоит прямо, это создаёт впечатление уверенности в себе, отбивая у
некоторых агрессоров охоту, приставать к нему. Важно также смотреть в глаза,
спокойно держать руки, говорить уверенным голосом. Нужно учить детей уходить от
конфликтов, избегать агрессоров и обращаться за помощью к заслуживающим доверия
взрослым, например, к преподавателям.
Борьба с таким явлением, как
агрессия, начинается с семьи. Родители, которые уделяют время детям, терпеливо
выслушивают их и относятся к ним с сочувствием, дают детям почувствовать, что
ими дорожат, их любят и поддерживают. Многие специалисты, занимающиеся
вопросами воспитания и проблемами подростков, призывают родителей формировать в
детях необходимую уверенность в себе. Тогда вероятность того, что их будут
преследовать, значительно снизится.
Но одних слов здесь не достаточно.
Каждому в семье нужно научиться уважительному и чуткому отношению к другим.
Поэтому нельзя допускать никаких проявлений агрессии в семье. Пусть ваш дом
будет местом, где царят взаимное уважение и любовь.
|